суббота, 31 декабря 2011 г.

Новый год, Рождество, Пасха и другие праздники в аврамических религиях

Аврамические религии – это иудаизм, ислам и христианство, то есть религии, признающие Авраама родоначальником многих народов и вышеперечисленных религий. Мусульмане называют Авраама Ибрагим. Эти религии оказали огромное влияние на всё человечество, даже на такие страны, как Китай и Индия. И, естественно, что праздники, отмечаемые их адептами, по факту стали праздниками всего человечества, даже если некоторые из них утратили свой первоначальный религиозный смысл. Во всяком случае, среди большой части человеческого общества. Например, атеисты весьма охотно отмечают Рождество, многие Пасху. Секуляризация человечества в целом не отменила эти праздники. Более того, глобализация культурного наследия человечества привела к тому, что все стали отмечать всё, что возможно. Это также связано и с заложенным в человеке желанием, которое римляне сформулировали коротко: «хлеба и зрелищ», то есть быть сытым и праздным. Поэтому появилось множество новогодних дат – от иудейского Нового года до китайского Нового года. И вообще, люди пользуются любой возможностью, чтобы как можно больше отдыхать и веселиться, даже если они не очень-то устали от трудов праведных и неправедных.

Очень часто люди даже не желают знать, чем был и что означал, и с чем был связан тот или иной знаменательный день. Понятно, что Рождество Христово у христиан понимается как рождение Богочеловека. Мусульмане же Иисуса считают предпоследним пророком. У христиан также нет единого мнения об Иисусе. Одни признают две природы Христа: человеческую и божью, другие – только одну – божью. Иудеи же считают Христа просто обыкновенным человеком (хотя при этом очень-очень многие из них с удовольствием празднуют Рождество Христово).

Вообще-то, когда родился Иисус, точно неизвестно. Многие исследователи полагают, что он родился весной или даже летом. Но, в силу различных причин, дату его рождения перенесли на 25 декабря. И Новый год следует справлять не 1-го января, а именно 25 декабря. Некоторые страны раньше и отмечали Новый год с этого числа. Обычай отмечать 1-го января был позаимствован у римлян. В конце концов, решили, что вполне уместно предаваться веселью как 25-го декабря, так и 1-го января. В России Новый год празднуют дважды, а в последнее время и трижды (считая лунный китайский Новый год). В общем, все замечательно. Но хотелось бы напомнить о сути и смысле если не всех, то хотя бы некоторых дат-праздников.
Итак, о Новом годе и Рождестве мы уже говорили выше. Кстати, у евреев и арабов, Новый Год справляется в другое время, чем в большинстве европейских стран.

В настоящее время слова «мусульманин», «ислам» активно используются в СМИ, именно поэтому поговорим, прежде всего, об исламских празднествах. И неплохо было бы,  чтобы люди, далекие от ислама, имели хоть некоторое представление о других религиях, к тому же мусульман в мире насчитывается более миллиарда, и это очень активные люди, живущие во всех уголках планеты. Стараться понять их не только желательно, а просто необходимо.
Мусульмане пользуются календарем как европейским, так и арабским лунным, которые не совпадают между собой.

Главными праздниками у мусульман считаются Ид аль-Адха (Ид аль-Кабир, или Курбан Байрам) и Ид аль-Фитр (Ид аль-Сагир,  или Ураза-Байрам).  Отмечают также День поминовения имама Хусейна (Ашура), Ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр), День рождения Пророка Мухаммеда (Мавлид).

Ид аль-Кабир (дословно: «большой праздник») начинается с 10-го числа 12-го лунного месяца в день завершения паломничества в Мекку и длится несколько дней. В долине Мина близ Мекки паломники приносят в жертву животных как напоминание о том, как Ибрагим по приказу Аллаха готов был принести в жертву своего сына Исмаила. Но в последний момент Всевышний позволил заменить Исмаила животным, так как Он увидел преданность Ибрагима.

Ид аль-Сагир (дословно: «малый праздник») отмечается также несколько дней с 1-го числа лунного месяца Шавваль во знаменование завершения мусульманского поста месяца Рамадан.

Мавлид, день рождения пророка Мухаммеда, происходит с 12-го числа 3-го лунного месяца, хотя точная дата рождения последнего пророка неизвестна. Однако, говорят, что Мухаммед родился в так называемый «год Слона» - время похода в Западную Аравию эфиопского царя Абрахи с довольно большим и хорошо вооруженным войском, закончившемся неудачей. Это произошло примерно в 570 году нового времени. И, все же, точная дата рождения пророка неизвестна, и Мавлид приурочили ко дню его смерти.

Лейлат аль-Кадр (ночь решения судьбы) – ночь 27-го числа лунного месяца Рамадан. Ночь, когда Аллах каждый год принимает решение о судьбе каждого человека, и в эту Ночь Судьбы каждому мусульманину рекомендуется провести в молитвах и чтении Корана. Ниспослание Мухаммеду Корана началось в Лейлат аль-Кадр.

Выше упоминались те или иные месяцы лунного календаря. Для более ясного понимания, что это есть такое, следует отметить, что лунный календарь (ат-такуим ал-камари или ал-хиджри) примерно на 10 дней короче григорианского. Состоит он из 12 месяцев:
  1.     Мухаррам (первый месяц лунного календаря)
  2.     Сафар
  3.     Рабии`у ль-Авваль
  4.     Рабии`у с-Сани
  5.     Джумада аль-уля
  6.     Джумаада ль-Аахыра
  7.     Раджаб
  8.     Шаабан
  9.     Рамадан (месяц поста)
  10.     Шавваль
  11.     Зуль-ка`да
  12.     Зульхиджджа (месяц паломничества)

Тем, кто захочет получить более полную информацию о данном календаре, следует ознакомиться с литературой по данному вопросу, которой сейчас достаточно много как в бумажном виде, так и в Интернете.

Следует заметить, что праздник Новый год в европейском смысле слова в исламе не отмечается, так как Новый год слишком близок к Рождеству по календарю, и зачастую  во многих христианских странах, как уже упоминалось, Новый год подменялся Рождеством. А мусульмане не считают пророка Иссу (Иисуса) богом. Другая причина в летоисчислении. У христиан летоисчисление производится от Рождества Христова, что неприемлемо для мусульман, евреев и представителей других религий. Самые большие праздники ислама уже были упомянуты, ну а что касается летоисчисления, то есть отправной точки, с которой считаются годы и века, то оно производится от Хиджры – переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, которая в то время называлась Йасриб. А после переселения в 622 году нашего времени стала называться Мединой, или Мадина, что дословно означает «город». Этим подчеркивалось, что это Город, где живет величайший и последний Пророк. Первый день месяца Мухаррам (16 июля 622 года нашего времени) стал началом нового мусульманского летоисчисления, с лунным годом в 354 дня без вставочных дней или месяцев. По этой причине мусульманский календарь постоянно сдвигается относительно европейского. Отсчет новой мусульманской эры  был начат при халифе Омаре Первом.

Поэтому 1 день месяца Мухаррам считают первым днем  Нового года (по Хиджре). Также некоторое количество мусульман празднуют Навруз, праздник Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских  и тюркских народов. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. По-существу, это языческий праздник встречи весны, был также распространен у огнепоклонников. Поэтому большинство мусульман его отвергает вообще.

В иудаизме Новый год называется Рош Ашана (иврит: голова года). Празднуется 1-го числа 7-го месяца Тишрей (этот месяц приходится примерно на сентябрь-октябрь общегражданского календаря) по еврейскому календарю. Рош Ашана – подведение итогов в жизни каждого еврея. 10 дней от Рош Ашана до Йом Кипура (Судный День) на небесах решается судьба человека в новом году.

Одним из важнейших праздников у евреев является Пейсах – еврейская Пасха. С иврита предпочитают переводит это слово как «минование». Отмечается от 14-го до 21-го числа месяца Нисан (1-ый месяц еврейского календаря, приходится на март-апрель общегражданского). Современные евреи Пейсах отмечают в память Исхода из Египта, который рассматривается как центральное событие всей еврейской истории, в результате которого появился еврейский народ. Напомним, что эти семитские племена стали евреями после заключения договора, то есть Обета, данного Богу, и обретением Заповедей - правил существования. Вел их из Египта великий Пророк Моисей (ивр.: Моше, арабск.: Мусса), а вступили они на Землю Обетованную под предводительством Иисуса Навина. Моисей же смог только увидеть эту землю с высот Синая.

Но есть и другие взгляды на Пасху.  Филологи и историки утверждают, что слово «Песах» арамейского происхождения, и первоначально предки евреев называли так жертву, приносимую весной: как сам акт жертвы, так и ягненка-первенца весеннего отёла. Смысл этой жертвы был в том, что с её помощью скотоводы надеялись получить обильный приплод в своих стадах. В 7-ом веке до н.э. «песах» стали толковать как день воспоминания об Исходе евреев из Египта.

Несмотря на то, что христианство имеет свои корни в иудаизме, а ранние христианские общества многими учеными рассматриваются всего лишь как иудейские секты, христианская Пасха  в настоящее время никак не связана с иудейской. То есть, отмечается не Исход из Египта, а так называемое Воскрешение Христа. Кстати, мусульмане убеждены, что Иисус не был распят. В последний момент Всевышний не дал распять  Иисуса, и тот умер своей смертью. Некоторые мусульмане даже указывают местонахождение могилы Христа.  Для иудеев, да и собственно римлян (язычников) распятие Христа не было чем-то особенным, так как в то время это было распространенным способом казни преступников.

Тем не менее, распятие, и особенно воскрешение после смерти – это вопрос веры. А Воскресение, вообще-то говоря, это единственный веский аргумент в пользу Божественной природы Христа. Кстати, крашеные яйца, приготавливаемые на Пасху, символизируют возрождение жизни. Хотя красные яйца использовались римлянами в торжественных церемониях и до казни Христа.

В настоящее время цвет яиц вообще перестал иметь значение, как и Пасха, и Рождество для, увы, многих людей перестали нести религиозный смысл и стали обычными праздниками с определенными регламентированными ритуальными действиями.

Разумеется, мусульмане и евреи, живущие в странах, где ислам и иудаизм не являются господствующими религиями, могут отмечать и не только мусульманские и еврейские праздники. Особенно те праздники, которые, утратив религиозность, приобрели общенародный характер, такие, как Новый год.
©langadvice.blogspot.com